Аркас Николай Андреевич

Аркас Николай Андреевич
Николай Андреевич Аркас— генерал-адъютант, адмирал, младший брат археолога Аркаса. Николай Андреевич родился в 1816 году в городе Николаеве.

С началом турецкой войны 1828—1829 годов Аркас двенадцатилетним мальчиком поступил во флот и в качестве волонтера на корабле “Императрица Мария” участвовал во взятии крепости Варны. Старшим офицером на том же корабле служил старший брат Николая Андреевича — Захар Андреевич Аркас. Пробыв по окончании войны в штурманском училище в Николаеве около года, Николай Аркас был определен гардемарином в Черноморский флот, а в 1833 году произведен в мичманы. Участвовал на фрегате “Агатополь” во взятии мыса Адлер в 1837 году и в том же году произведен в лейтенанты.
В 1838 году, командуя по болезни командира фрегатом, участвовал в десантных операциях на Кавказском берегу, отличился при взятии мест Туапсе и Псезуапе. В 1841 году по поручению В. А. Корнилова принимал участие в составлении штатов и расписаний для судов Черноморского флота, а в 1844 году блестяще выполнил проводку из Петербурга в Астрахань отряда в 12 судов, посланных для усиления Каспийской флотилии. Собрав в Астрахани 3 парохода (“Торки”, “Ленкорань” и “Кура”), Аркас первый открыл пароходство на Каспийском море.
В 1846 году Николай Андреевич назначен командиром парового фрегата “Бессарабия”, а в 1848 году командирован в Англию для наблюдения за постройкой заказанного там фрегата “Владимир”, который он и привел в Одессу. За отличное командование “Владимиром” Аркас был награжден званием флигель-адъютанта. При этом Государь Николай Павлович, совершавший переход на “Владимире” из Николаева в Севастополь, утвердил проекты двух новых винтовых кораблей для Черноморского флота. Государь был вообще против винтовых судов и утвердил проекты под влиянием В. А. Корнилова и Аркаса.
В своих записках Николай Андреевич рассказывает много интересного о времени и порядках во флоте непосредственно перед войной 1854—55 годов. Все приносилось в жертву параду и внешнему виду. Весной 1853 года, во время смотра морским командам в Кронштадте, Государь заметил тщательно подготовленный обман и сделал строгий выговор всему кронштадтскому начальству; но это не помогло, по свидетельству Аркаса, и в 1854 году он нашел корвет “Наварин”, только что отремонтированный в Кронштадте и посланный в Голландию, в самом ужасном виде: корпус корвета был совершенно гнилой и держался на одной обшивке. Назначенный в 1853 году членом пароходного комитета, образованного для ускорения постройки паровых судов, Аркас в начале Восточной войны был командирован за границу для исправления корвета “Наварин”, но выполнение этого поручения оказалось весьма затруднительным: корвет пришлось сдать голландским властям за совершенной его непригодностью к дальнейшей службе. В таком же состоянии оказались и многие другие корабли Балтийского флота, в составе которого, кроме того, не было ни одного винтового корабля или фрегата.
По окончании войны, в 1856 году, Аркас открыл пароходство по Черному, Азовскому и Средиземному морям, учредив Русское общество пароходства и торговли, в котором он состоял первым директором по 1857 год, когда был назначен командиром гвардейского экипажа. В 1860 году Аркас произведен в контр-адмиралы, а в 1866 году — в вице-адмиралы. С 1871 до 1881 года он состоял главным командиром Черноморского флота и портов. Деятельность Аркаса в этом звании еще не оценена в достаточной степени, но подвиги Черноморского флота в последней турецкой войне говорят в его пользу. Николай Андреевич Аркас скончался в 1881 году в городе Николаеве, городская дума которого поднесла ему в 1880 году звание почетного гражданина.