«Пересвет»

«Пересвет»
Корабль «Пересвет» (в честь героя Куликовской битвы) был заложен в  Санкт-Петербурге на Балтийском заводе 9 ноября 1895 года. Строительством руководил инженер Оффенберг. Спуск на воду состоялся 7 мая 1898. В 1901 был введён в строй. Водоизмещение 12674 т, длина 133 м, ширина 22, осадка 8 м, скорость 18,6 узла. Экипаж 769 человек.

Серия кораблей, к которой относился «Пересвет», представляла собой гибрид крейсера и броненосца. Эти суда были отлично подготовлены для действий в открытом море и обладали большой дальностью плавания. Всё это достигалось за счёт облегчения брони и вооружения. В подводной части корпус корабля был обшит деревом и медью. Новые 10-дюймовые башенные орудия «Пересвета» имели большую скорострельность и дальность стрельбы.
«Пересвет» входил в состав Первой тихоокеанской эскадры, которая базировалась в Порт-Артуре. В бою с японской флотилией в Желтом море, состоявшемся 28 июля 1904 года «Пересвет» получил тяжелые повреждения. 13 членов экипажа было убито, 69 получили ранения. 24 ноября 1904 года в результате мощного артобстрела «Пересвет» получил ещё более серьёзные повреждения, был подорван экипажем и затонул.
В июне 1905 года японцы подняли «Пересвет» и, переоборудовав его в броненосец береговой обороны, переименовали в «Сагами» и включили в состав японского флота. В 1916 году многострадальный корабль был выкуплен у японцев и снова зачислен в состав российской эскадры под прежним названием. Но послужить Родине долго ему не удалось: вскоре после ремонта при следовании в Кольский залив подорвался на мине (4 января 1917 года). От взрыва сдетонировал боезапас «Пересвета» и корабль затонул.