165-летие основания завода Карра и Макферсона в Санкт-Петербурге

25 мая 1856 года, 165 лет назад, в Санкт-Петербурге был основан завод Карра и Макферсона, впоследствии Балтийский завод.. 165-летие основания завода Карра и Макферсона в Санкт-Петербурге

Завод Карра и Макферсона был создан петербургским купцом Матвеем Карром и инженером-механиком императорской яхты «Невка» Марком Макферсоном как корабельный, литейный, механический и судостроительный. Располагался на юго-западном побережье Васильевского острова. К 1873 году на заводе были выпущены 20 буксиров, несколько пассажирских пароходов, две паровые яхты, свыше десяти крупных судов по заказу Морского министерства. Однако к 1874 году из-за многочисленных долгов компаньонам пришлось продать завод, который перешел во владение английского акционерного общества. В 1877 году оно было преобразовано в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество. Под управлением капитан-лейтенанта М.И. Кази завод достиг по производительности размеров больших заграничных заводов и в 1894 году поступил в собственность Морского министерства. К этому моменту завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей – самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 м). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 т. Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7 тысяч человек, не считая чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью. Актив завода на 1 января 1907 года составлял 53 млн рублей. В 1906 году на заводе был создан «Отдел подводного плавания», который занимался строительством и ремонтом подводных лодок и просуществовал до 1924 года.

После революции отечественное судостроение испытывало серьезный кризис. Ситуация достигла своего предела в начале 1920-х годов, когда в юрисдикцию Балтийского завода были переведены Адмиралтейские верфи. Такая ситуация продолжалась до конца 1925 года, пока это отделение стало отдельным предприятием под названием «Судостроительный завод имени Андре Марти». В 1926 году было создано новое Техническое бюро № 4, которое занималось проектированием и строительством советских дизельных подводных лодок. В 1932 году заводское ОКТБ № 2 было реорганизовано в Центральное конструкторское бюро специального (подводного) судостроения № 2 (ЦКБС № 2) – самостоятельную хозяйственную организацию с подчинением правлению «Союзверфи». Через три года в октябре 1935 года ЦКБС-2 вернулось в подчинение Балтийского завода, а в январе 1937 года по приказу Народного комиссариата оборонной промышленности (НКОП) СССР № 06 от поменяло название на Центральное конструкторское бюро № 18 (ЦКБ-18) под управлением Балтийского завода.

В 1933 году на заводе впервые была использована технология радиационного контроля. Вот уже полтора столетия Балтийский завод строит технически сложные и уникальные для своего времени суда и корабли. В настоящее время Балтийский завод является составной частью Объединенной судостроительной корпорации. Сегодня одним из важнейших направлений деятельности верфи является гражданское судостроение. За последние годы предприятие построило суда для крупных заказчиков из России, Германии, Нидерландов, Португалии, Норвегии, Швеции и других стран мира. Балтийский завод играет ведущую роль в возрождении отечественного ледокольного флота: в 2004 году завод выиграл международный тендер ФГУП «Росморпорт» на строительство серии современных дизель-электрических ледоколов для эксплуатации в акватории Финского залива. Построены два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург», последний сдан заказчику в июне 2009 года. В 2007 году предприятием был сдан атомный ледокол «50 лет Победы».

В условиях сегодняшней рыночной конъюнктуры приоритетным направлением деятельности Балтийского завода является гражданское судостроение. В последние годы предприятие реализовало ряд крупных международных гражданских заказов, в числе которых серия химических танкеров для немецкого заказчика и серия речных танкеров по контракту с голландской компанией. Балтийский завод ведет строительство серии океанских судов для перевозки автомобилей-трейлеров по заказу норвежской компании и серии дизель-электрических ледоколов для Финского залива по заказу ФГУП «Росморпорт».

Завод выпускает широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения, является поставщиком цветного и черного литья как для оснащения кораблей и судов собственной постройки, так и для поставок другим верфям. С выходом на мировой судостроительный рынок Балтийский завод первым в стране начал комплексную модернизацию производства. В 2001–2004 годах предприятие запустило в промышленную эксплуатацию корпусообрабатывающий цех. Общий объем инвестиций в создание нового производства составил около 30 млн долларов. В настоящее время Балтийский завод строит универсальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал»). Здесь же построена первая в мире уникальная плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». В 2020 году завод анонсировал строительство четвертого атомного ледокола проекта 22220 («Якутия»), со сдачей его в 2024 году. Заказчиком выступил «Атомфлот» – предприятие госкорпорации «Росатом».