85-летие первого перехода советских военных кораблей по Севморпути

1 августа 1936 года, 85 лет назад, начался первый переход советских военных кораблей Краснознаменного Балтийского флота (эсминцев «Сталин» (бывший «Самсон») и «Войков» (бывший «Гарибальди», «Лейтенант Ильин», «Троцкий») по трассе Северного морского пути под проводкой ледореза «Федор Литке» и парохода «Анадырь». 85-летие первого перехода советских военных кораблей по Севморпути

Переброска кораблей на Тихий океан была вызвана желанием усилить крайне слабый корабельный состав молодого Тихоокеанского флота. Ледовую проводку поручили ледорезу «Федор Литке» (капитан Ю.К. Хлебников). Вторым судном обеспечения стал товаропассажирский пароход «Анадырь» (капитан А.П. Бочек). Переход Северным морским путем отряд эсминцев и суда обеспечения осуществляли в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-3) под руководством начальника Главного управления Северного морского пути О.Ю. Шмидта.

Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» вышли из Ленинграда в ночь на 3 июля 1936 года. Часть пути по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцы прошли под буксирами, часть – поочередно в плавучем доке. С выходом в Белое море были произведены монтажно-погрузочные работы, и к 29 июля оба эсминца были готовы к переходу. 30 июля корабли прошли Горло Белого моря и направились в точку рандеву с судами обеспечения. К месту встречи у полярной станции в проливе Маточкин Шар, разделяющем Новую Землю на две части, пароход «Анадырь» пришел первым. Ледорез «Федор Литке» с начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом, эсминцы и танкеры подошли 1 августа. Эсминцы «Сталин» и «Войков» пополнили запас топлива с танкеров, а с парохода «Анадырь» получили свежие овощи. В тот же день ледорез «Федор Литке» провел караван судов в Карское море. До острова Диксон корабли и суда прошли легко. Отдельные скопления льда «Ф.Литке» преодолевал с ходу, за ним шел «Анадырь», расширяя проход, затем эскадренные миноносцы и замыкающими – танкеры.

5 августа корабли экспедиции прибыли в район острова Диксон. 1 сентября караван благополучно прошел проливом Матисена среди островов архипелага Норденшельда. 6 сентября караван с трудом прошел пролив Вилькицкого и корабли вышли в море Лаптевых. Сюда пришли с помощью ледокола «Красин» с Дальнего Востока пароходы с углем «Искра» и «Ванцетти». 16 сентября караван прошел мимо Медвежьих островов. 18 сентября караван встретил ледокол «Красин». 20 сентября ледокол «Красин» провел караван через скопление льда в самой узкой части пролива Лонга. Караван вышел в Берингов пролив.

22 сентября 1936 года, впервые в истории мореплавания, военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря Северного Ледовитого океана в Берингово море Тихого океана, обогнув мыс Дежнева. 24 сентября эсминцы «Войков» и «Сталин» прибыли в бухту Провидения, где их встретили танкер «Москва» с топливом и минный заградитель «Ворошиловск». 17 октября 1936 года эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» пришли во Владивосток.

Советское правительство высоко оценили успехи участников первой в истории проводки эскадренных миноносцев Северным морским путем. Орден Ленина получили командиры эскадренных миноносцев, и старшие инженер-механики. Всего орденами было награждено 190 рядовых, командиров и начальников Морских сил РККА и 139 работников ГУСМП.