Бутаков Алексей Иванович

Бутаков Алексей Иванович
Алексей Иванович Бутаков — русский моряк и путешественник, контр-адмирал. Родился в 1812 году, умер в Шванебахе 28 июня 1869 года.

Выпущенный в 1828 году из морского кадетского корпуса гардемарином, он поступил в плавание по Финскому заливу. К жизни на военном корабле Бутаков привык с ранних лет, так как его отец, Иван Николаевич, также моряк, часто брал его с собою в морские плавания и приучал не только к морю, но и к труду и занятиям по морской части. 21 декабря 1832 года Бутаков был произведен в мичманы и в течение 1835—1837 годов крейсировал на галере “Церера” и фрегатах “Урания” и “Беллона” в Балтийском море.
Произведенный 3 апреля 1838 года в лейтенанты, Бутаков совершал ежегодно плавания по Балтийскому морю и заливам Финскому и Ботническому на разных судах Балтийского флота. В 1840 году на транспорте “Або” он отправился в должности старшего офицера в кругосветное плавание в Камчатку, продолжавшееся более двух лет. Оно было очень затруднительно и сопровождалось большою потерею людей. В глубокую осень 1812 года транспорт вернулся в Кронштадт. Познания Бутакова по морской части обратили на него внимание главного командира кронштадтского порта, адмирала Ф. Ф. Беллингсгаузена, который в 1843 году послал его в плавание на корабле “Бриен” и бриге “Агамемнон”, а за тем в 1845 году командировал в распоряжение артиллерийского департамента военного министерства для доставки на купеческом корабле груза пороха из Петербурга в Ригу.
В 1846 году Беллингсгаузен пригласил Бутакова флаг-офицером на эскадру соединенных дивизий на время маневров в Финском заливе, после которых Бутаков был назначен командиром парусной шхуны “Радуга”. Позднее Беллингсгаузен указал на Бутакова князю Меньшикову для задуманной тогда съемки и описи борегов Аральского моря, и Бутаков в 1848 году был назначен начальником этой экспедиции, а вскоре сделан начальником аральской флотилии.
В 1849 году Алексей Иванович был произведен в капитан-лейтенанты. В течение двух лет (1848 и 1849) Бутаков осматривал и описывал берега Аральского моря, за исключением восточного; открыл при этом группу островов, названных им Царскими, и еще два острова, получившие название по именам наших знаменитых мореплавателей, Беллингсгаузена и Лазарева, произвел съемку морских берегов, астрономические определения отдельных девяти пунктов, описал почти все, тогда еще неисследованное, Аральское море и составил ему меркаторскую карту.
Труды Бутакова были помещены в “Записках Императорского Русского Географического Общества”, членом которого он состоял с самого основания общества. Об этих трудах Бутакова Вильгельм Гумбольд писал ему: “вы истинно счастливы тем, что не имели здесь предшественников, что сами связали свое имя с исследованиями Аральского моря и, при пособии точных средств, предлагаемых новейшей наукою, и усовершенствованных инструментов, окончили измерение берегов по всему пространству этого моря. Это истинные открытия в географии… Я имел счастие выразить Государю Императору всю важность этого неожиданного подвига, прославляющего Его царствование; в продолжение беседы, которою удостоил меня Государь, благосклонно выслушивая мнения мои о неизведанной стране, лежащей между Аралом и озерами Исык-Кулем и Зайсаном, я мог заключить, что Император не почел мои правдивые слова за лесть придворного. Я сделаю из любопытной записки, приложенной к карте, извлечение для известного Брокгаузова журнала. Оканчиваю мое письмо сообщением, что король прусский изволил наименовать вас кавалером Красного Орла 3 степени. При последнем же празднестве берлинского географического общества вы, по моему предложению, единодушно провозглашены почетным членом этого общества, вместе с Мурчисоном и Раулинсоном”. Император, за описание Аральского моря, пожаловал Бутакову орден Святого Владимира 4 степени.
Возвратясь в 1850 году в Петербург, Бутаков был, по Высочайшему повелению, командирован в Швецию для заказа двух пароходов для аральской флотилии; один из них получил название “Перовский”, а другой — “Обручев”. Они были частями доставлены в Оренбург самим Бутаковым, собраны и спущены под его надзором в 1853 году, и один из них, “Перовский”, участвовал в том же году при осаде и взятии кокандской крепости Ак-мечеть. Бутаков за все это был награжден орденом Святой Анны 2 стенени.
В 1854 году Алексей Иванович участвовал в степном походе от Оренбурга до Аральского укрепления и, командуя отрядом из 300 казаков и 50 башкирцев, сопровождал транспорт с частями семи железных судов и другими тяжестями для аральской флотилии. Осенью же 1854 года он перенес аральскую верфь к форту № 1, где и устроил порт и эллинг для этой флотилии. Произведенный 30 августа 1855 года в капитаны 2 ранга, Бутаков сделал опись реки Сыр-Дарьи от урочища Кум-Сухта (на 80 верст выше Ак-мечети) до устья ее.
В 1857 году он участвовал в деле против мятежных киргизов при урочище Арык-Балых, за что был награжден чином капитана 1 ранга 6 июня 1857 года. После этого Бутаков был вызван в Петербург для снаряжения посольства в Хиву и Бухару. Летом 1858 года Бутаков плавал опять с судами аральской флотилии по реке Аму-Дарье до города Кунграда для содействия нашему посольству в Хиву и за это был награжден орденом Святой Анны 2 степени с Императорскою короною.
В 1859 году, с небольшим десантом, Бутаков оказывал помощь кунградскому беку Магомет-Фану, отложившемуся от хивинского хана, и принудил последнего снять осаду Кунграда. При этом Бутаков, в виду десятитысячного хивинского войска при 10 орудиях, прошел через Кунград, доставил десант обратно в форт Перовский и с флотилиею своею занялся производством описи дельты Аму-Дарьи. Через разлив этой реки он проник в главное ее русло и прошел два раза мимо хивинской крепости Нукусы. За эти блестящие дела Бутаков 1 января 1860 года всемилостивейше назначен флигель-адъютантом Его Величества, а затем вызван в Петербург и командирован в Англию для заказа двух железных пароходов, плавучего дока и баржи. Следя за исполнением этих заказов, Бутаков наблюдал также за совершенствованием морского дела на западе. Новейшие успехи кораблестроения в Соединенных Штатах Северной Америки привлекли его в С.-Франциско и другие приморские города республики.
Окончив заказы в 1861 году, Бутаков доставил их частями опять на берега Аральского моря, занимался сборкою и установкою всех предметов и в 1862 году спустил на воду пароходы “Сыр-Дарья” и “Арал” и баржу, а в 1863 году собрал плавучий док. После этого он снова принялся за описание реки Сыр-Дарьи вверх от форта Перовского на расстоянии 807 километров по туркестанским и ташкентским владениям и дошел до урочища Байладыр-Тугай, в 1500 километрах от устья реки.
Прослужив в аральском краю 15 лет, Бутаков в августе 1863 года был переведен в балтийский флот и возвратился в 1864 году. в Петербург. 19 апреля 1864 года он награжден чином контр-адмирала назначен в свиту Его Величества и пожалован арендою в 1500 рублей на двенадцать лет. В то же время ему поручено было исправлять должность начальника штаба практической эскадры в плавании с великими князьями Алексеем Александровичем и Николаем Константиновичем по Балтийскому морю.
В 1865 году Бутаков был младшим флагманом на броненосной эскадре балтийского флота и командовал шхерной эскадрою броненосных судов, с которою, и еще с десятью мониторами, ходил в Стокгольм, где удостоился получить шведский орден Святого Олафа. В том же году за свои географические работы в Азии он получил от итальянского короля орден Святого Маврикия и Лазаря. В 1866 году он плавал по Финскому заливу, был назначен членом артиллерийского отделения морского технического комитета и награжден орденом Святого Владимира 3 степени.
В 1867 году он исправлял должность эскадр-майора при Его Величестве. Оставаясь в 1868 году на берегу, Бутаков состоял в распоряжении главного командира санкт-петербургского порта и за отличие награжден орденом Святого Станислава 1 степени. Осенью он почувствовал припадки болезни в печени и для излечения в начале 1869 года, с Высочайшего разрешения, отправился за границу на воды, где и скончался.
Бутаков представлял тип морского офицера, которым гордился бы каждый флот. Отлично образованный, знакомый со многими европейскими языками, он занимался также литературою. Он напечатал в “Записках гидрографического департамента”, “Описание плавания военного транспорта “Або” вокруг света”, а в журнале “Морской Сборник” за 1851, 1854, 1857 и 1861 годы поместил ряд статей и замечаний о перемещении русла устьев реки Сыр-Дарьи, а также статьи: “Пароходы с задним колесом из желобчатого гальванизированного железа”, “Плавание парохода “Перовский” по Сыр-Дарье”, “Новейшие экспедиции для обследования Аральского моря”.