Коцебу Отто Евстафьевич

Коцебу Отто Евстафьевич
Отто Евстафьевич Коцебу — капитан 1 ранга, известный путешественник вокруг света, второй сын писателя Августа фон-Коцебу. Родился в Ревеле 19 декабря 1788 года, умер там же 3 февраля 1846 года —10 мая 1796 года. Был определен в сухопутный (ныне 1-й) корпус кадетом.

В 1803 году поступил волонтером на корабль Русско-Американской компании “шлюп Надежда”, совершил на нем, под командой Крузенштерна, кругосветное плавание, и по возвращении был произведен 28 сентября 1806 году в мичманы. В 1808—1809 годах, во время войны со Шведами командовал взятым в плен транспортом “Фрау Корнелия”, крейсировал между Аландскими и финскими шхерами. В 1811—1814 годах, в чине лейтенанта командовал в Белом море яхтой “Ласточка”, а затем берегом вернулся в Кронштадт.
В 1815 году была снаряжена на личные средства Государственного канцлера графа Н. П. Румянцева экспедиция на бриге “Рюрик” (в 180 тонн) под командой лейтенанта Коцебу. Эта экспедиция должна была, “следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки, искать соединений Великого Океана с Атлантическим”. Коцебу дана подробная инструкция, составленная капитаном Крузенштерном и астрономом Горнером. Бриг 30 июля 1815 года вышел с Кронштадтского рейда. Принявши по пути на бриг ученых Вормскиольда и Шамиссо, Коцебу в Плимуте принял инструменты, 5 октября вышел в океан, после продолжительной борьбы с жестоким штормом. 23 ноября пересек экватор и 12 декабря был в Бразилии, на острове Святой Екатерины.
Огибая мыс Горн Коцебу встретил страшный шторм, который продолжался с 10 по 17 января 1816 года; при этом чуть не погиб сам командир: огромный вал выкатился на палубу и смыл Коцебу за борт, но к счастью он успел ухватиться за какой-то канат и его далеко не отнесло. Выдержав еще шторм Коцебу добрался 11 февраля к городу Талкагуано, где исправил главные повреждения и направился в южную часть Великого океана; тут он открыл группы необитаемых островов, названные им островами Румянцева, Спиридова, цепь островов Рюрика и наконец острова Крузенштерна, принадлежащие к архипелагу Низменных островов, определил положение Пендриковых островов, вновь перешел экватор, открыл две отдельные группы коралловых островов Кутузова и Суворова, принадлежащие к архипелагу Маршалла.
Отсюда Коцебу пошел к Камчатке. 13 июня он выдержал шторм от юго-запада, а после шторма наступил вдруг такой мороз, что все паруса, рангоут и такелаж превратились в сплошную кору. 19-го июня он прибыл в Петропавловский порт и здесь обшил подводную часть своего брига медью, оставшейся после шлюпа “Диана”. Поправившись, пошел в Берингов пролив, где открыл остров Ратманова, на Американском берегу залив, названный Зунд Коцебу. “Рюрик” доходил до северной широты 67° 30° и не найдя прохода по северной оконечности Америки, вернулся к Уналашке. Зимой Коцебу производил обследования в южной части океана, заходил в Сан-Франциско в Калифорнии, на Сандвичевы острова.
1 января 1817 года был вновь на Маршальских островах и открыл группу Нового Года, сделал съемку группы Румянцева и Крузенштерна. На обратном пути бриг едва не погиб во время сильнейшего шторма 13 апреля, а командир был огромной волной брошен на палубу грудью и получил серьезный ушиб. 18-го апреля “Рюрик” снова чуть не потерпел крушение у острова Унимака и, наконец, 24-го прибыл в Уналашку. Исправившись, Коцебу 27-го июня пошел к северу, но, вступив в холодные страны, почувствовал в груди такую боль, что был принужден вернуться в Уналашку где пробыл с 11-го июля до 18-го августа, когда пошел к Сандвичевым островам, на пути открыл острова Смита, окруженные мелями, на которых опять едва не погиб “Рюрик”. Проходя цепь Радяка, открыл и определил обитаемую группу островов Гейдена, затем заходил на Мариинские и Филиппинские острова и 3 августа 1818 года возвратился на родину. За это плавание Коцебу награжден чином капитан-лейтенанта орденом Святого Владимира 4-й степени и орденом Святого Георгия 4 класса за 18 морских кампаний, — достойно замечания, что он состоял на службе всего 13 лет. С 1819 по 1822 год Коцебу находился в Ревеле при адмирале Спиридове для особых поручений.
В 1823—1826 годах Коцебу совершил свое второе кругосветное путешествие на шлюпе “Предприятие”. Экспедиция сначала предназначалась для открытий, но перед самым отправлением было получено приказание отвезти в Камчатку разные грузы и затем занять пост для охранения берегов Северо-Американских колоний. 28 июля 1823 года шлюп оставил Кронштадт. 28 сентября Коцебу достиг острова Тенерифа, где хотел пополнить свои припасы и воду, но при входе на рейд Санто-Крус был встречен ядрами — как оказалось потом, губернатор острова был ярый республиканец. 26 декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, обогнув мыс Горн, 17 января 1824 года бросил якорь в бухте Зачатия. Идя дальше, 3 марта открыл обитаемый остров, принадлежащий к Низменному архипелагу и назвал его Предприятие; описал вновь острова Аракчеева, Карлгофа, Пализера и Короля Георга и прочие.
При выходе из архипелага шлюп едва не разбился на коралловом рифе. 14 марта Коцебу бросил якорь в Матавайской бухте острова Таити, где простоял 9 дней и произвел съемку как этой бухты, так и бухты Мутуау. При дальнейшем переходе к островам Мореплавателей (Гамоа) 26 марта открыл новую группу островов Беллинсгаузена, а через несколько дней небольшой остров Курдюкова, затем исследовал группу Гамоа. На пути к Камчатке заходил на остров Отдиа (группы Радака) для магнитных наблюдений; 8 июня прибыл в Петропавловский порт, где сдал грузы и пошел в Ново-Архангельск на смену фрегату “Крейсер”.
В начале октября, с разрешения начальника колонии Муравьева, Коцебу пошел в Сан-Франциско, для возобновления провизии; сюда он прибыл 9 ноября во время страшного, небывалого в Сан-Франциско наводнения, — это было в день страшного наводнения и в Петербурге. Из Калифорнии Коцебу пошел к Сандвичевым островам. 14 декабря пришел на рейд Гоноруру, где простоял до февраля 1825 года, занимаясь наблюдениями, а шлюп приготовляя к зимнему плаванию в Ситху. 24 февраля был уже на станции в Ново-Архангельске, простоял около 5 месяцев, занимаясь точными определениями места и подробной съемкой входов. Около этого времени была заключена конвенция с Соединенными Северо-Американскими Штатами, а потому дальнейшее пребывание в колониях военного судна сделалось бесполезным.
11 августа 1825 года шлюп “Предприятие” ушел из Ново-Александровска и взял курс к Сандвичевым островам, следуя, по возможности, дальше от путей известных мореплавателей. 4 сентября, Коцебу прошел через то место, где на картах Арросмита находился остров «Maria-Laxaro», но даже признаков земли не было отыскано. 14 сентября пришел в Гонолулу. 6 октября вблизи архипелага Маршалла определил остров Пескадорес, затем сделал открытие еще двух групп Римского-Корсакова — острова эти были названы так в честь лейтенанта на шлюпе “Предприятие”, впоследствии он был директором Морского Корпуса — и Эшшольца, принадлежащие к цепи Ралик. С 8 ноября 1825 года до 10 января 1826 года Коцебу простоял в Маниле, делая исправление на шлюпе. Через Зондский пролив и Индийский океан, где встретил несколько штормов, посетив остров Святой Елены, где простоял 9 дней — до 7 апреля, Коцебу 9 июня прибыл в Портсмут, а 10 июля стал на якорь в Кронштадте.
За это кругосветное плавание Коцебу произведен в капитаны 2 ранга. В 1827 году назначен состоять при адмирале Спиридове, а потом был командиром корабля “Император Петр Первый” 23 флотского экипажа в Кронштадте. 14 ноября 1828 года переведен в Гвардейский экипаж и уволен в Ревель для излечения болезни. В 1829 году произведен в капитаны 1 ранга, 12 февраля 1830 года, по расстроенному здоровью уволен от службы. Последние годы жизни он предался вполне сельскому хозяйству — и на этом поприще заслужил известность между лучшими хозяевами Эстляндии. Проболев тяжело 5 месяцев, он скончался в Ревеле, где и погребен в Вышгороде, в соборе, рядом с адмиралом Грейгом. Над его гробом воздвигнута великолепная мраморная гробница.