Крузенштерн Иван Федорович

Крузенштерн Иван Федорович
Иван Федорович Крузенштерн — известный адмирал, первый русский кругосветный мореплаватель. Родился 8 ноября 1770 года в отцовском имении Гаггут в Эстляндии. В 1785 году поступил в Морской корпус.

По случаю войны со шведами Крузенштерн был выпущен из корпуса преждевременно, в мае 1788 года. В мичманы произведен в январе 1789 года и назначен на корабль “Мстислав”, на котором участвовал в сражениях: при Гогланде, на Ревельск. рейде, у Красной Горки и при прорыве шведов из Выборгской бухты. За отличие в Выборгском сражении Крузенштерн в 1790 году был произведен в лейтенанты.
В 1793 году Крузенштерн послан в числе 12 отличившихся офицеров для усовершенствования в морском деле в Англию, где плавал долгое время у северных берегов Америки на фрегате “Thetis” и участвовал в сражениях с французскими судами. Пока фрегат ремонтировался, Крузенштерн предпринял путешествие в Вест-Индию, посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова, добрался до мыса Доброй Надежды, Ост-Индии, побывал на острове Святой Елены и в Китае. Будучи в Кантоне, Крузенштерн имел случай убедиться в тех выгодах, какие могла бы иметь Россия от непосредственного сбыта морским путем своих пушных товаров в Китай.
В это время Крузенштерн уже начал серьезно обдумывать возникший у него еще до шведской войны проект кругосветного плавания с целью совершенствования русского флота посредством отдаленных плаваний, развития колониальной торговли и выгоднейшего снабжения наших американских колоний всем необходимым. В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию. В том же году он представил свой проект в морское министерство, но не встретил сочувственного отношения. К счастью, через 2 года проектом Крузенштерн заинтересовался министр вместе с тогдашним министром коммерции Н. П. Румянцевым, успел поднять дело и возбудить к проекту сочувствие Императора Александра Первого.
В 1802 году Государь утвердил проект и предоставил Крузенштерн самому осуществить его. В плавание были назначены 2 небольших судна, “Надежда” и “Нева”, в 450 и 370 тонн. Шлюпом “Надежда” командовал начальник экспедиции Крузенштерн, который был тогда в чине капитан-лейтенанта, а “Невой” товарищ его, капитан-лейтенант Ю. Лисянский. Судам этим было приказано носить военный флаг. Кроме исполнения торговых целей, “Надежда” должна была перевезти в Японию посла нашего, камердинера  Резанова, которому было поручено завести торговые сношения с Японией. Для ученых исследований от академии наук были командированы астроном Горнер и естествоиспытатели Лангсдорф и Тилезиус.
В 1803 году 26 июля суда вышли с Кронштадтского рейда, зашли в Копенгаген, Фальмут, на остров Тенериф и 14 ноября, перейдя экватор, первый раз внесли русский флаг в южное полушарие. Во время плавания Крузенштерн исправлял карты, искал сомнительные острова, а во время якорных стоянок занимался съемкой окрестных берегов. 26 сентября 1804 года “Надежда” прибыла в Нагасаки. В Японии Крузенштерн принужден был оставаться до 5 апреля 1805 года вследствие недоверчивости и крайней медлительности японцев, решительно отказавшихся, наконец, принять нашего посла.
Возвращаясь с Резановым на Камчатку, Крузенштерн избрал путь Японским морем, в ту эпоху почти неизвестным мореплавателям. На этом пути им была исследована часть западного берега острова Нипона и весь западный берег Матсмая, южный и половина восточного берега острова Сахалина и определено положение многих островов. Придя в Петропавловский порт и высадив Резанова, Крузенштерн возвратился к Сахалину, окончил исследование его восточного берега и, обогнув остров с севера, дошел до Амурского лимана, откуда 2 августа вернулся на Камчатку.
Пополнив запасы и сделав некоторые исправления, из Петропавловска Крузенштерн отправился с Лисянским, который привез на “Неве” из наших колоний много пушных товаров. Произведя обмен товаров, Крузенштерн в конце января 1806 года покинул Китай, пройдя Зондским проливом, обогнул мыс Доброй Надежды и после 79-дневного перехода пришел к острову Святой Елены. Отсюда, получив известие о войне России с Францией и избегая встречи с неприятелем, Крузенштерн пошел кругом Шотландских островов, сделал 86-дневный переход и благополучно прибыл в Копенгаген, а 7 августа 1806 года бросил якорь на Кронштадтском рейде, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.
Путешествие это вполне оправдало намеченный проект Крузенштерна; составив эпоху в истории русского флота, оно обогатило географию и естественные науки многими сведениями о мало известных странах и дало возможность снабжать колонии морским путем. Государь щедро наградил Крузенштерн, Лисянского и всех участников экспедиции, и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.
Крузенштерном с помощью сопутствовавших ему ученых специалистов было обработано прекрасное ученое описание путешествия, с большим атласом карт и рисунков. Изданное на русском и немецком языках, оно впоследствии было переведено на все европейские языки. В 1811 году Крузенштерн был назначен инспектором классов Морского корпуса. Начертав подробную инструкцию 2-й кругосветной экспедиции под начальством Коцебу, Крузенштерн ездил в 1814 году в Англию заказывать все необходимые инструменты.
В 1827 году Крузенштерн был назначен директором Морского корпуса, в котором успел произвести коренное преобразование: поднял нравственный и образовательный его уровень, устроил довольно обширный музей, библиотеку, физический кабинет и астрономическую обсерваторию. Особому ходатайству Крузенштерн обязаны своим основанием офицерские классы, учрежденные при корпусе в 1827 году и превратившиеся впоследствии в Морскую академию. В 1842 году в чине адмирала Крузенштерн был назначен состоять при Государе Императоре. Крузенштерн составил “Атлас Южного моря” с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений».
Умер Крузенштерн 12 августа 1846 года, а в 1874 году в Санкт-Петербурге, на Николаевской набережной против Морского корпуса, открыт памятник Крузенштерну, сооруженный на части, пожертвования при небольшом пособии от правительства. Открытие памятника вызвало ряд биографических очерков Крузенштерна на русском, французском, немецком и других иностранных языках.