«БКА-75»

«БКА-75»
Бронекатер был заложен в 1940 году, спущен на воду в 1941 году. Длина катера равнялась 25,3 м, ширина – 4,04 м, осадка – 0,87 м. Полное водоизмещение составляло 52,16 т. Оснащенный моторами мощностью 1 800 лошадиных сил, он развивал скорость до 37,4 км/ч. На вооружении катера состояли два 76,2-мм орудия, два 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета, а также 10 мин.
В ноябре 1941 года катер был включен в состав Волжской военной флотилии под названием «БКА-32», а в апреле 1941 года был переправлен в Онежский отряд кораблей. 18 августа 1942 года «БКА-32» снова перешел в состав Волжской военной флотилии, но на этот раз ему было присвоено имя «БКА-75».

В 1942 году катер участвовал в боях за Сталинград, поддерживал артиллерийским огнем части 124-й стрелковой бригады и части 451-й стрелковой дивизии. Всю осень «БКА-75» срывал попытки немцев форсировать Волгу, неоднократно подвергался обстрелам вражеских самолетов, танков и полевых батарей, но оставался в строю. В марте 1943 года бронекатер был удостоен гвардейского звания.
Весной и летом 1943 года «БКА-75» сопровождал караваны транспортов, а в сентябре того же года был переведен в состав Азовской военной флотилии, где принял участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции. Катер вел прицельный огонь по вражеским позициям и перевозил войска 55-й гвардейской дивизии. 8 ноября он получил серьезные повреждения и лег на грунт на прибрежной отмели. К концу января 1944 года «БКА-75» был полностью восстановлен и включен в состав Дунайской флотилии, где и прослужил до конца Великой Отечественной войны.