«Комсомолец» (К-278)

«Комсомолец» (К-278)
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ-18 в 1966-1974 годах. Постройка лодки началась 22 апреля 1978 года в Северодвинске и была закончена в 1983 году. Спуск лодки на воду состоялся 9 мая 1983 года, в состав Северного флота она была включена 20 октября 1983 года под номером К-278. Название «Комсомолец» подводная лодка получила в октябре 1988 года.
Длина подводной лодки равнялась 110 м, ширина – 12,3 м, средняя осадка – 9,5 м. Подводное водоизмещение лодки – 8500 т, надводное водоизмещение – 5880 т. Рабочая глубина погружения – 1000 м, максимальная глубина погружения – 1020 м. Надводная скорость – 11 узлов, подводная скорость – 30 узлов. В центральной части лодки находился атомный реактор, вырабатывавший пар для генераторов и силовых установок. На вооружении «Комсомольца» состояли 6 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, 12 торпед САЭТ-60М, 10 ракето-торпед РК-55 и реактивных торпед ВА-111 «Шквал».

Корпус подводной лодки был изготовлен из прочного титанового сплава, что позволяло ему погружаться на глубину 1000 и более метров. Лодка была разделена на семь отсеков. В первом отсеке находились торпедные аппараты, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи. Второй отсек был жилым, в третьем размещался центральный пост с пультами управления и вычислительный комплекс. Четвертый отсек – реакторный, пятый – отсек системы охлаждения и вспомогательных механизмов, шестой – турбинный, седьмой – кормовой.
Подводная лодка «Комсомолец» была оснащена новейшим (для своего времени) радиоэлектронным оборудованием и вооружением: боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-685», гидроакустическим комплексом «Скат-КС», всеширотным навигационным комплексом «Медведица-685», станцией космической связи «Синтез», КВ-станцией «Анис», УКВ-станцией «Кора», навигационной РЛС «Чибис», системой обнаружения радиосигналов «Бухта».
7 апреля 1989 года «Комсомолец» возвращался с третьей боевой службы в Норвежском море. Около 11 часов утра в седьмом отсеке лодки возник пожар, который в течение нескольких часов распространился на соседние отсеки. Были повреждены электрические системы, произошел разрыв трубопровода воздуха высокого давления, сжатый воздух начал поступать в горящий отсек, что привело к усилению пожара. В 16.40 командир лодки Е. А. Ванин отдал приказ готовиться к эвакуации. В 17.08 подводная лодка «Комсомолец» затонула, удалось спасти только 30 человек экипажа.