«Красный Кавказ»

«Красный Кавказ»
18 октября 1913 года в Николаеве были заложены два крейсера, один из которых получил имя «Адмирал Лазарев». 8 июня 1916 года он был спущен на воду, но из-за бурных политических событий строительство так и не было доведено до конца. Только в 1926 году изрядно заржавевший и уже поросший травой корпус корабля начали приводить в должный вид. Вскоре новый корабль, переименованный в «Красный Кавказ», наконец отошел от причала. Крейсер официально вступил в строй 25 января 1932 года.
Характеристики: водоизмещение 9030 т; длина 169,5 м, ширина 15,7 м, осадка 6,6 м, скорость хода максимальная 29 узлов. Вооружение: четыре 180-мм, двенадцать 100-мм, два 76,2-мм, четыре 45-мм и десять 37-мм орудий, шесть 12,7-мм пулеметов, четыре трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, два бомбомета. Принимал на борт до 100 мин заграждения и 40 глубинных бомб. Экипаж 878 человек.

Во время Великой Отечественной войны крейсер принимал участие в боях под Одессой, Севастополем, Феодосией и Новороссийском. Славный боевой путь корабль начался 11 сентября 1941 года под Одессой, когда он открыл огонь по позициям немецко-фашистских войск, разместившихся в деревне Ильинка. В октябре 1941 года «Красный Кавказ», участвовал в эвакуации войск Одесского оборонительного района.
В конце 1941 года крейсер принял участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 28 декабря на борт «Красного Кавказа» поднялось 1853 десантника, была погружена батарея трехдюймовых орудий, 15 автомашин и другая техника. На следующий день корабль прибыл в Феодосийский залив, и открыл шквальный огонь по портовым сооружениям, железнодорожной станции и причалам.
При попытке пришвартоваться в гавани крейсер налетел на мину и загорелся. Несмотря на это, экипаж продолжал вести огонь по врагу, а десантники высаживались на берег при помощи катеров. Под огнём артиллерии крейсера не устояла даже танковая колонна противника, направлявшаяся в порт для противодействия высаживающемуся десанту. Во время сражения в крейсер попало 13 снарядов и 7 мин, но благодаря умелым действиям экипажа корабль оставался на плаву и все его механизмы работали исправно.  Лишь на следующий день крейсер, выдержав ещё и несколько налётов авиации, ушёл в Туапсе. Оттуда он направился в Новороссийск, а затем, приняв десант, снова направился в Феодосию
В результате налёта бомбардировщиков крейсер получил несколько крупных пробоин, в трюм начала поступать вода. После выхода на рейд «Красный Кавказ» был атакован ещё одной группой «юнкерсов». Весь израненный, «Красный Кавказ» вновь вступил в неравную схватку с врагом. После разрыва бомбы рядом с корпусом у крейсера оторвало правый винт и заклинило рулевое устройство. Однако крейсеру удалось в шторм добраться до порта и встать на ремонт.
12 мая 1947 года «Красный Кавказ» был переведён в разряд учебных кораблей. В июне 1953 г. отживший свой век крейсер был использован в качестве мишени для испытаний противокорабельных ракет «Комета».