«Кремль»

«Кремль»
Броненосная батарея «Кремля» была построена вскоре после спуска на воду первых российских броненосных судов подобного типа «Не тронь меня» и «Первенца». «Кремль» был заложен на верфи Семянникова и Полетики в Санкт-Петербурге 1 декабря 1864 года. Строительством корабля руководил Н. Е. Потапов. Уже 14 марта 1865 года броненосная батарея была спущена на воду. «Кремль» вступил в строй в 1867 году.

В отличие от «Первенца» и «Не тронь меня» на «Кремле» не было сделано завала бортов и таранных штевней. Последняя броненосная батарея серии также превосходила предыдущие корабли по скорости. Водоизмещение «Кремля» составляло 4323 т, скорость хода 9,5 узла. Длина судна была 67 м, ширина 19 м, среднее углубление 4.6 м. Толщина поясной брони составляла 102—114 мм, а в районе ватерлинии 140 мм. Батарея была вооружена восемью 203-мм, семью 152-мм, четырьмя 47-мм и четырьмя 37-мм орудиями и двумя десантными пушками. 
В ущерб мощной броне и вооружению корабли этого типа были довольно маломанёвренными и неприспособленными к трудным условиям плавания. Так, 3 августа 1869 г. «Кремль» протаранил винтовой фрегат «Олег», затонувший через 15 минут после столкновения. В мае 1885 г. на переходе из Кронштадта в Ревель «Кремль» попал в сильный шторм. В результате была повреждена паровая машина броненосной батареи, а также корпус корабля.  Командир корабля принял решение под парусами вывести корабль на отмель в заливе Кунда, где корабль и затонул. Вскоре «Кремль» был поднят и отбуксирован в Кронштадт для ремонта. 12 октября 1905 г. «Кремль» был исключён из списков флота, а в 1908 отдан на слом.