«Курск»

«Курск»
Атомная подводная лодка К-141 «Курск» была заложена в 1992 году в Северодвинске, спущена на воду в мае 1994 года и принята в состав Северного флота 30 декабря 1994 года.
Наибольшая длина лодки равна 154 м, ширина – 18,2 м, подводное водоизмещение – 23860 т, надводное водоизмещение – 14700 т. Под водой лодка могла перемещаться со скоростью 33 узла, надводная скорость составляла 15 узлов. Предельная глубина погружения – 500 м. На «Курске» были установлены два ядерных реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт. На вооружении лодки состояли два 650-тимиллиметровых и четыре 533-ехмиллиметровых торпедных аппарата, ПКР комплекс П-700 «Гранит». Корпус подводной лодки состоял из десяти отсеков.

12 августа 2000 года атомная подводная лодка «Курск» находилась на учениях в Баренцевом море. В составе экипажа лодки было 118 человек. В 11 часов 30 минут в норвежском сейсмическом институте было зарегистрировано два сильных взрыва в Баренцевом море. В установленное время «Курск» не вышел на связь, и в 23 часа 30 минут началась операция по поиску и спасению подводной лодки. 13 августа в 4 часа 30 минут «Курск» был обнаружен лежащим на грунте в Баренцевом море. К месту трагедии отправились спасательные суда.
Из-за плохих погодных условий время начала спасательной операции откладывалось. 16 августа был спущен российский глубоководный аппарат «Приз», но он не смог подобраться к «Курску». 19 августа к месту аварии прибыли судно «Сивей Игл» и норвежское судно «Норманд Пионер». 21 августа водолазам удалось открыть люк и обследовать лодку. Она была полностью затоплена, весь экипаж погиб.
Среди причин гибели атомной подводной лодки «Курск» называют следующие:
• возгорание топлива и взрыв одной или нескольких торпед внутри подводной лодки, в результате чего большая часть экипажа лодки погибла мгновенно, а оставшиеся перешли в 9 отсек, где прожили еще около 3 суток. Они могли погибнуть от нехватки кислорода или от переохлаждения, потому что уже через несколько часов после затопления температура внутри лодки была не более 2-4˚С;
• столкновение «Курска» с британской атомной подводной лодкой. После столкновения обе подводные лодки оказались на расстоянии 300 м друг от друга. Одновременно с исследованиями «Курска» проводились и исследования остатков британской подводной лодки, буквально разорванной на две части. В сентябре 2002 года первый отсек «Курска» и остатки британской лодки были взорваны;
• столкновение «Курска» с американской подводной лодкой, которая ровно через неделю, 19 августа 2000 года, зашла на срочный ремонт в норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн, а еще через 8 дней ушла на ремонт в порт Саутгемптон на южном берегу Англии. Американская лодка имела значительные повреждения в носовой части, толстая резинокерамическая обшивка субмарины была содрана. Достоверно не известно, чем были вызваны эти повреждения.
Среди других версий были и столкновение с миной времен Второй мировой войны, и диверсия, и подрыв торпедой или ракетой, пущенной с другого российского корабля или подводной лодки во время учений, и столкновение с надводным кораблем. Истинная причина повреждений атомной подводной лодки «Курск» и ее затопления так и остается загадкой.