«Ленин»

«Ленин»
Атомный ледокол «Ленин» является первым в мире гражданским судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Он был построен в Ленинграде в 1953-1957 годах, спущен на воду 5 декабря 1957 года и вступил в эксплуатацию в 1959 году. Ледокол был создан для обслуживания Северного морского пути, проводки транспортных судов кратчайшим путем к Дальнему Востоку.
Наибольшая длина ледокола равна 134 м, ширина – 27,6 м, высота борта равна 16 м. Средняя скорость составляет 18 узлов, водоизмещение – 16 тысяч тонн. На ледоколе установлено 2 атомных реактора, которые вырабатывают пар для 4 турбин общей мощностью 44 тысячи лошадиных сил. Турбины производят электрический ток, который, в свою очередь, приводит в движение 3 гребных электродвигателя, а они – 3 гребных винта.

Ледокол был сконструирован таким образом, что управление всеми механизмами осуществлялось дистанционно, а ядерные реакторы, расположенные в центральной части судна, надежно защищены стальными плитами и бетоном, что обеспечивало полную безопасность экипажа ледокола и окружающей среды. За сутки ледокол расходовал всего 45 г ядерного горючего. Строение носовой и кормовой частей позволяло ему легко раздвигать глыбы льда толщиной до 2,5 м, а специальная балластная система вдоль бортов позволяла ему продвигаться даже в тех случаях, когда борта застревали между льдами.
Ледокол «Ленин» исправно служил Родине в течение 30 лет, за это время он преодолел более 650 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно. В 1989 году он был поставлен на вечную стоянку в Мурманске. В 2002-2005 годах он был приведен в радиационно-безопасное состояние. В настоящее время на нем планируют открыть музей.