Плавучая батарея

Плавучая батарея
Плавучая батарея — тип военного судна, употреблявшийся с конца XVIII столетия вплоть до 90-х гг. XIX. Представляли собой судно весьма прочной конструкции с артиллерией большого калибра; назначение плавучей батареи — бомбардировать приморские крепости.
Впервые введены в употребление французским инженером Арсоном для осады Гибралтара (1782). Имели тогда 2—3 мачты; вооружались мортирами и несколькими орудиями самого большого калибра, установленными посередине судна. Со времени введения пара плавучую батарею начали снабжать паровым двигателем, хотя весьма слабым. В 1855 г. французы построили три плавучих батареи деревянные, но обложенные по борту железными плитами (первые броненосные батареи).
Усовершенствованные плавучие батареи явились судами броненосными, с небольшой скоростью хода (8—9,5 узла), но с сильною артиллерией. Последние плавучие батареи русского флота: “Первенец” (1863), “Не тронь меня” (1864) и “Кремль” (1865). Все они в начале 90-х годов позапрошлого века были переименованы в броненосцы береговой обороны, и больше судов этого типа в России не строилось, так как с введением броненосного судостроения и назначение, и способ действия броненосных судов настолько изменились, что потерялась надобность в специальных батареях.